Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 62 человека

Нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях современного учреждения дошкольного образования

Дата: 9 августа 2016 в 13:44

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В УСЛОВИЯХ  СОВРЕМЕННОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня активно внедряется  в систему образовательной работы с детьми. Формирование духовно-нравственной культуры, чувства любви к Родине, родному краю, его природе, уважение к национальности должно осуществляться с самого раннего возраста.

Целью образовательной  работы по нравственно-патриотическому воспитанию является: совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы нравственно-патриотического воспитания. Определяются основные приоритеты в задачах нравственно-патриотического воспитания: 

1. Расширять и углублять представления о человеческом обществе;

2. Оказывать содействие в осознании ребёнком своей принадлежности к семье, обществу;

3. Оказывать помощь в социализации ребёнка, в постижении им морально-этических норм и правил общества;

4. Расширять знания о родном городе, Беларуси, государственной символике, памятниках истории и культуры, современной жизни страны;

5. Углублять чувство любви и привязанности к родному краю; формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни Родины, к духовной ценности её народа;

6. Формировать осознание своей этнической принадлежности к определённой  культуре, народу, национальное самосознание;

7.  Приобщать детей ко всем видам национального искусства;

8. Приобщать детей к гуманно-ценностному отношению к природе родного края;

9. Ориентировать родителей на морально-этическое воспитание детей в семье, обращение к национальным корням и традициям.

В планирование образовательной работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста включаютя такие темы: «Моя семья»,  «Мой любимый детский сад»,  «Я и мое имя», «Наша Родина – Беларусь», «Наши защитники», «Милые мамы», «Великий праздник – День Победы».

С целью организации познавательной деятельности детей по овладению знаниями о национальных культурных ценностях, морально-этических нормах, традициях,  формирования представлений о правилах поведения, связанных с нравственными и моральными ценностями, духовной культурой,  проводятся занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста:

  • «Моя семья»
  • «Мой дом»
  • «Наш  детский сад»
  • «Знакомство с белорусскими народными изделиями»
  • «Моя группа»
  • «Великий праздник – День Победы»
  • «Твоя родина - Беларусь»
  • «Государственные символы»

В процессе занятий используется наглядно-иллюстративный материал: фотографии, открытки, слайды с видами различных мест нашего города, детские игрушки, иллюстрации с изображением продукции различных предприятий нашего го­рода.

На тематических занятиях: «Мая Радзіма – Беларусь»,  «Великий праздник – день победы», «Запаведныя мясціны Беларусі», «Горад-герой – Мінск», «Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь», «Рэспубліка Беларусь – незалежная дзяржава», «Знаёмства  з  керамікай, саламянымі  вырабамі,  беларускай выцінанкай» и др., осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, формируются понятия и представления об окружающей действительности.

       Непосредственные   наблюдения в сочетании   с усвоением  доступных    знаний способствуют развитию  образного и логического мышления       ребёнка.                                                                                                                                                                                                                                                   

Подбираются разнообразные виды организации игровой деятельности.      

  1) Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях проведения праздников и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары», «Свята беларускіх гульняў».

 2) Подвижные игры, отражающие национальные  обряды, праздники: «Лянок»,  «Проса»,   «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак»,   «Работнікі», «Мак», «Запляціся, пляцень».   

 3) Игры-драматизации по мотивам белорусских песенок и сказок:  «Зіма з летам сустракаецца, пра здаровейка пытаецца», «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася».

 4) Игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «Путешествие по Белоруссии (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Поездка в Минск», «Путешествие по рекам и озёрам Беларуси», «Азёры роднага краю», «Рэкі роднага краю», «Буйныя гарады Беларусі»,  «Запаветныя мясціны Беларусі».

5) Дидактические игры: «Отбери картинки, где изображены животные, встречающиеся в наших лесах», «С какого дерева листок», «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров»  др.  

Закреплению знаний детей о республике способствуют дидактические игры типа: «Хто дзе жыве?» (Хто жыве ў Дзяржынску, Віцебску, Гомелі і г.д.), «Рэкі і азёры Беларусі», и «Расскажи мальчику из другой республики о своей стране», «Что за место, в каком городе оно находится?», «Что бы ты рассказал о своём городе, если бы был экскурсоводом», «Путешествие по карте Беларуси»   и др. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, гербарий, рисунки детей, значки, предметы белорусского декоративно-прикладного искусства.

      6) Игры соревновательного характера, стимулирующие активность детей в приобретении и демонстрации знаний национальных особенностей, традиций, фактов истории: конкурс-викторина «Спадчына», «Па сукенцы бачаць, хто такі ідзе» (знатакі беларускага адзення),   «Што, дзе, калі», конкурс «Вытокі», «Крыжаванкі».

Самое существенное в воспитании    нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей. Чувства проявляются, формируются и развиваются в деятельности, становятся побудительной силой поведенческого стереотипа.

Одним из главных условий нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться,бережно относиться к продуктам  труда близких,  родных.

     Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

 

В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей решаются также задачи и эстетического воспитания.  Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать сопереживание произведениям народного музыкального искусства. 

Анализ результатов работы по выполнению запланированных нашими педагогами задач показывает, что целенаправленная работа педагогов, 

активное сотрудничество с родителями, социумом, приобщение детей к национальной культуре  позволяют активизировать работу с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, повышают оценку деятельности и авторитет дошкольного учреждения среди родителей. Педагогическая диагностика показывает достаточно высокую степень овладения дошкольниками знаниями  о родном крае. Результаты наблюдений за детьми в повседневной деятельности показывают, что дети чаще проявляют  такие нравственные качества, как отзывчивость, справедливость, взаимопомощь, вежливость, культура поведения. Дети приобретают устойчивые представления о морально-нравственных нормах  и правилах поведения, учатся  оценивать свои поступки. Дети знают и умеют назвать свою республику, свой город, столицу нашей Родины; умеют показать на карте города Беларуси; знают и называют областные города Беларуси; знают, какую продукцию выпускают в родном городе и др.

 Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, становится ясно, что активная, целенаправленная работа в этом направлении эффективно помогает в воспитании и развитии детей, формирует у них представления о родном крае, современной жизни народа, нравственные нормы и правила, которые вырабатывались в сознании человечества веками.

 

Литература

  1. Выхоўваем грамадзяніна. Дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне / Варанецкая Л.М., Бельская К.М., Ждан И.Л.- Мн. “Зорны верасень” 2008.
  2. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры./  Мазыр: Белы вецер», 2003г.
  3. Культура Беларусі ў казках і паданнях: этнакультурная адукацыя дашкольнікаў./ Дубініна Дз.М., Дубінін Дз. Ул. – Мн. “Зорны верасень” 2008г.
  4. Маленькие граждане большой страны. / составитель Дубовская Л.В. -Мозырь «Содействие» 2008г.
  5. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях: пособие для зам. директоров шк. по воспитательной работе, кл. рук., педагогов / Г. Ф. Бедулина. – Минск: НИО, 2007. – 192 с.
  6. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста./ Никанова Л.  - Мн.,  Народная асвета1991г.
  7. Патриотическое воспитание в детском саду. /Новицкая М.Ю. - Наследие.  М.: Линка-Пресс, 2003г.
  8. Праменьчыкі выхавання патрыятызму./ Складальнік Паўлаў С.Б. Мазыр 2009г.
  9. Родной свой край люби и знай./ Герасимова З.М., - ж. «Дошкольное воспитание», 2001, № 2
  10.  Спадчына маёй краіны. Матэрыял для азнаямлення дзяцей з гісторыяй і культурай Беларусі. / Складальнік Грышкевіч І.К. - Мазыр 2009г.
  11.  Сябруем і гуляем разам./ Старжынская Н.С.  – Мн. “Народная асвета” 1994г.
  12.  Я – гражданин Республики Беларусь. / Василевич Г.А., Мельник В.А.,  Буткевич В.В., Ванина Н.Г. и др. - РУП «Издательство «Пачатковая школа», 2007г. 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.